Работа с молодёжью, которая видит свое будущее в науке, - важный приоритет государственной научной и образовательной политики. Успех и лидерство руководителей этой сферы также когда-то «ковались» в стенах вуза. Что дал университет для построения успешной траектории жизни и какие перспективы есть у современной молодёжи, расскажут участники дискуссии.
Современный мир достаточно динамично меняется вследствие достижений научно-технического прогресса. Особую актуальность приобретает рассмотрение экотехнобиосферных и экономических трендов, которые определяются в первую очередь экономико-технократическим развитием современного общества и ведут к деградации и даже уничтожению биосферы. Экономически рациональная экспансия высокотехнологичных искусственных процессов сопровождается сложнейшей перестройкой характера жизни на планете. Поэтому сейчас чрезвычайно важна разработка экономических и юридических мер ограничения всевластия «технократического капитала» с переходом к гуманному биосферному развитию.
Молодые учёные и их будущее в российской науке. Как на федеральном и региональном уровнях власть мотивирует выпускников вузов идти по научному пути? Как организована работа с научной молодёжью в вузе, какие проблемы существуют для вовлечения ее в науку и какой вклад уже сегодня вносят молодые учёные в научные победы страны?
Все системы искусственного интеллекта (ИИ) допускают ошибки. Эти ошибки неожиданны и часто отличаются от типичных человеческих ошибок. Ошибки ИИ должны быть исправлены без ущерба для существующих навыков и, желательно, без прямого человеческого участия. Развитие устойчивых больших систем ИИ для анализа больших данных требует технологий и методов быстрой коррекции и усвоения новых навыков. Докладчик попытается описать проблему и показать, что мы сейчас умеем и чему должны научиться как можно скорее.
Одним из ключевых треков в «Лидерах России» является трек «Наука». Сама же президентская платформа «Россия – страна возможностей» (РСВ) с каждым месяцем укрепляет свои проекты так, чтобы не просто молодёжь, но конкретно молодые учёные увидели для себя интересные перспективы. Большая работа предстоит в РСВ и совместно с университетами в рамках проекта создания «Центров компетенций».
На круглом столе выстроим цепочку от начала становления науки до достижения признания и возможности внести весомый вклад в её развитие. У представителей различных научных дисциплин отличается не только мотивация, но и сам процесс мышления, однако всех их что-то подтолкнуло встать именно на научный путь. Что именно?
В преддверии 300-летия РАН, которое будет в 2024 году, круглый стол посвящён обсуждению роли молодых учёных в реализации целей и задач Российской академии наук. Будут подняты вопросы преемственности поколений в РАН, развития традиционных и вновь возникающих научных школ, сохранения и наращивания кадрового потенциала академии, финансирования молодых учёных, вовлечённости молодежи в работу РАН на примере корпуса ее профессоров, а также взаимодействия с высшей и средней школой как поставщиком научных кадров.
Квалифицированные и мотивированные кадры – залог успеха сферы государственной молодёжной политики. Какие специалисты нужны для этой сфере? Как работать с молодёжью, чтобы это было воспринято ею как «командная игра», а не «давление сверху»? Какая система поддержки молодёжных инициатив существует на федеральном и региональном уровнях?
Lifelong Learning – тренд «обучения всю жизнь», пришедший в образование XXI века из научной среды, актуален уже для всех сфер экономики. Современные студенты сами могут конструировать индивидуальные образовательные траектории, начиная со старших классов школы. На комбинированной сессии будут рассмотрены ролевые модели для студентов в рамках возможностей, предоставляемых Университетом 20.35. Кем стать, в каком направлении двигаться, чтобы максимально развивать и использовать свои возможности? Как использовать научный подход? В первой, презентационной части, будут продемонстрированы инструменты, при помощи которых студенты могут сформировать индивидуальное образовательное пространство для профессионального и научного развития.
Более 300 студентов из 35 регионов страны, работы которых будут отобраны программным комитетом конференции, получат возможность представить свои результаты на стендовой сессии. Работа конференции запланирована по всем направлениям современной науки. Авторы, чьи работы будут признаны лучшими по итогам работы авторитетного жюри, получат возможность представить свои исследования и разработки перед широкой аудиторией на закрытии форума.
Учащиеся школ РАН Нижегородской области представят экспертному жюри свои работы, выполненные в рамках научного общества учащихся по физике, химии, биологии и математике. В состав жюри под председательством президента РАН академика А. М. Сергеева войдут ведущие ученые в этих областях.
СУНЦ и базовые школы РАН как драйверы молодёжи в науке.
Школьники в научных исследованиях вузов: международные подходы и стандарты.
Живые исследовательские лаборатории по задачам глобальных исследовательских трендов.
Всеобщая проектная деятельность в школе стала обязательной с принятием ФГОС-3. Открывает ли это школьникам путь в науку? Как школы РАН и СУНЦ подключают школьников к научной работе в Институтах РАН и университетах? Насколько важными при этом становятся техника безопасности, этика, время руководителей? Кто в университетах и лабораториях может быть заинтересован в школьном исследовании и какова роль школьного учителя? В центре обсуждения - успешные международные практики в организации научной работы и состязаний молодых исследователей в мире. Обсудим, как они становятся драйверами развития проектной деятельности в школе и что нужно сделать в России, чтобы привлечь школьников к настоящей науке, сделав ее жизненной целью.
На круглом столе будут представлены проекты Университетского Консорциума исследователей больших данных, в которых могут быть задействованы студенты с ранних этапов обучения.
Презентация образовательного курса по подготовке контент-аналитиков, где студенты российских вузов смогут получить еще одну профессию параллельно учебе в университете. Созданный Томским государственным университетом совместно с компанией «Наносемантика» образовательный курс по ускоренной подготовке специалистов совершенно новой профессии, направленной на создание «топлива» для искусственного интеллекта.
Эксперты обсудят результаты проекта Консорциума по исследованию русского культурного кода через большие данные и цифровые следы россиян в интернете, а также инициативу по поиску и продвижению позитивного контента в сети Интернет и социальных медиа, включающего в себя примеры проектов и мероприятий, в которых может принять участие университетская молодёжь.
Департамент государственной молодёжной политики Минобрнауки России уже реализует массу проектов для поддержки университетской молодежи. Важнейшее направление работы департамента - поддержка молодых учёных.
Возникновение и быстрый прогресс методов предсказания структуры кристаллов и молекул привели к предсказанию целого ряда новых химических явлений и неожиданных веществ (включая потенциальные минералы недр Земли и планет, соединения инертных газов, рекордные высокотемпературные сверхпроводники и ряд необычных молекул).
В лекции будут рассмотрены новые предсказательные методы и новый взгляд на уже привычные концепции (такие, как менделеевское число и электроотрицательность).
«Инконсалт К» - оператор конкурса мегагрантов Минобрнауки России, конференции «Наука будущего - наука молодых», форума «Вузпромэкспо».
Современная наука не делается в одиночку. Большинство серьёзных научных открытий и разработок – результат работы больших коллективов, представляющих различные организации, города и даже страны. Обсудим опыт коллег по формированию научных коллабораций, а также выработаем общие рекомендации молодым ученым по развитию внешних связей и формированию партнёрских отношений в науке.
На круглом столе будет представлен опыт подготовки молодых учёных по модели исследовательских школ в ведущих российских университетах. Участники дискуссии расскажут о специфике обучения в исследовательских школах, преимуществах такой модели аспирантской подготовки, дополнительных возможностях и перспективах, которые она открывает для молодых учёных.
Какой должна быть молодёжная политика государства в перспективе до 2030 года и с учётом того, что части сегодняшней молодёжи будет тогда под 50, а другая её часть сегодня ещё ходит в детский сад. Нужно ли для того, чтобы лучше говорить на одном языке с молодёжью, укреплять управленческую концепцию «молодёжь для молодёжи»? Какие есть пути и решения развития работы с молодёжью в вузе?
Мастер-класс посвящён проблемам популяризации науки, необходимости популяризации результатов своих исследований и доведения их до широкой аудитории. Обсудим подготовку научно-популярных лекций, пресс-релизов по результатам работ по грантам и по опубликованным научным статьям, подготовку научно-популярных материалов про исследования учёных и интервью с самими учёными, а также организацию лекций и фестивалей, работу с абитуриентами, научные мемы и развлекательные тесты.
Мастер-класс посвящён развитию навыков в сфере исследований и разработок, необходимых для успешного старта научной карьеры: как правильно выбрать журнал и подать свою работу, как представлять результаты на научных конференциях, что такое наукометрические показатели и насколько важно за ними следить молодому учёному.
Мастер-класс посвящён организации мероприятий в стиле «научных боёв» студентов. На какие аспекты выступления обратить наибольшее внимание при подготовке? Что наиболее привлекательно с точки зрения популяризации научных исследований и привлечения аудитории к мероприятию? Также участники мастер-класса смогут увидеть выступления победителей конкурсов «научных боёв».